На итальянском это - "блокада Ленинграда".Внимательно в эти дни читаю воспоминания, статьи. Особо хотелось поделиться мыслями об этом дне со своими знакомыми в Италии, что изучают русский язык. Мне кажется, что узнавая что-то об этой войне с другой стороны они безусловно узнают о России, её людях больше. Ну ведь не просто они язык изучают, язык ради языка едва ли способен вдохновить на тот труд, коим является изучение русского.
Для тех, что родился в СССР, ВОВ это не просто часть истории страны, или истории семьи. Когда религия под запретом, вместо религиозных ценностей - гуманистические, вместо святых - герои войн, вместо историй мучеников - подвиги людей. Эта территория памяти - свята.
Как же неловко читать недавние рассуждения спортсмена лезущего в политику о том, что мы, отсталые, когда вся прогрессивная Европа говорит "Вторая мировая война", дескать говорим "Великая отечественная", и насколько это неправильно. А то, что это не одно и то же и что кто-то вообще-то защищал своё отечество боксеру в голову не приходит.
Читая все эти статьи и воспоминания я не могу представить как это всё было в действительности. Как можно было после этого выжить? Как возможно после этого остаться человеком? Битва за то, чтобы стать человеком и война за то, чтобы им остаться это всегда война в одиночку, через личные страдания, личные осознания. Наверное поэтому нет слова "человек" во множественном числе, также как и нет слова "люди" в единственном.
Когда речь идет о войне, чувство вины внутри меня во много раз превосходит чувство благодарности героям.